христиане очень скоро отвергли. Апостолы уже держались его
лишь в очень смягченной форме. «…Не воздавайте злом за зло
или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте»,
– писал апостол Петр в своем Первом послании (3, 9). Но уже
у апостола Павла встречается лишь слабый намек на прощение
обид, да и тот облечен в эгоистическую форму: «Итак, неизвинителен
ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким
судишь другого, осуждаешь себя» (Рим. 2, 1). Вообще, вместо определенных
предписаний Христа, отрицавших месть, у апостолов является
робкий совет «отложить месть» и общая проповедь любви. Так
что в конце концов месть по суду даже в самых жестоких формах
стала необходимой сущностью того, что называется справедливостью
в христианских государствах и в христианской церкви. Недаром
на эшафоте священник сопровождает палача»
347b1ebf1447f7fcb46986a8485d3269fe7e6e6a
23f73fb0cac73798163eed71f4b209cb501fd5d4